Дюрер Альбрехт
- Просмотров: 47832
Дюрер Альбрехт, немецкий живописец
Дюрер Альбрехт (Dьrer) (1471-1528), немецкий живописец, рисовальщик, гравёр, теоретик искусства. Основоположник искусства немецкого Возрождения. В детстве учился ювелирному делу у своего отца-выходца из Венгрии, а в 1486-89 в мастерской нюрнбергского живописца М. Вольгемута, у которого воспринял принципы немецкого и нидерландского позднеготического искусства, ознакомился с некоторыми рисунками и гравюрами мастеров раннего итальянского Возрождения (в том числе А. Мантеньи). В эти же годы испытал сильное влияние М. Шонгауэра. В 1490-94, во время странствий по Верхнему Рейну, Дюрер выполнил в позднеготическом духе несколько станковых гравюр, иллюстрировал книги ("Корабль дураков" С. Бранта, и др.). Воздействие гуманистических учений на Дюрера усилилось в результате первой поездки в Италию (1494-95). Он стремился к научно обоснованным методам художественного познания мира, углублённому изучению натуры, в которой его внимание привлекали как самые, казалось бы, незначительные явления ("Куст травы", 1503, собрание Альбертина, Вена), так и сложные проблемы цвета и световоздушной среды ("Домик у пруда", акварель, около 1495-97, Британский музей, Лондон). В портретах и автопортретах Дюрер утверждал новое ренессансное понимание человеческой личности и социального положения художника (автопортрет, 1498, Прадо). Много и интенсивно он работал в области рисунка и гравюры. Настроения предреформационной эпохи, когда назревали мощные классовые и религиозные битвы, выразились в серии гравюр на дереве "Апокалипсис" (1498), в художественном языке которой были органично слиты приёмы немецкого позднеготического и итальянского ренессансного искусства. Второе путешествие в Италию (1505-07) ещё более укрепило стремление Дюрера к ясности образов, упорядоченным композиционным построениям ("Праздник чёток", 1506, Национальная галерея, Прага; портрет молодой женщины, 1505, Музей истории искусств, Вена), тщательному изучению пропорций обнажённой человеческой фигуры ("Адам и Ева", 1507, Прадо). При этом Дюрер в лучших (особенно графических) произведениях не утратил зоркости наблюдений, конкретной выразительности, жизненности и экспрессивности образов, свойственных искусству поздней готики (циклы гравюр на дереве - "Большие страсти", около 1497-1511, "Жизнь Марии", около 1502-11, "Малые страсти", 1509-11). Изумительная точность графического языка, тончайшая разработка световоздушных отношений, ясность линии и объёма свойственны трем так называемым мастерским гравюрам на меди: "Всадник, смерть и дьявол" (1513) - образ непоколебимого следования своему долгу, стойкости перед любыми испытаниями судьбы; "Меланхолия" (1514) - воплощение внутренних конфликтов и беспокойного мятущегося творческого характера; "Св. Иероним" (1514) - прославление гуманистической пытливой исследовательской мысли. Дюрер создавал также жизненно-непосредственные народные образы ("Пляшущие крестьяне", гравюра на меди, 1514).
К этому времени Дюрер завоевал почётное положение в родном Нюрнберге, получил известность за рубежом, особенно в Италии и Нидерландах (куда он совершил поездку в 1520-21), дружил с виднейшими гуманистами. Его заказчиками были богатые бюргеры, князья и сам император Максимилиан I, для которого он в числе других крупных немецкий художников исполнил рисунки пером к молитвеннику (1515, Баварская государственная библиотека, Мюнхен) и другие работы. В серии портретов 20-х гг. Дюрер создал тип человека ренессансной эпохи, проникнутого гордым самосознанием собственной личности, напряжённой духовной энергией и практической целеустремлённостью (портреты: молодого человека, 1521, Картинная галерея, Дрезден; Якоба Муффеля, 1526, Хиеронимуса Хольцшуэра, 1526, - оба в Картинной галерее, Берлин-Далем). Многосторонность устремлений Дюрера проявилась также в его теоретических трудах ("Руководство к измерению…", 1525; "Наставление к укреплению городов…", 1527; "Четыре книги о пропорциях человека", 1528), в которых отразились противоречия поисков и творческой деятельности мастера, его глубокая честность как художника, пытливый характер его творчества. Художественные искания Дюрера завершила картина "Четыре апостола" (1526, Старая пинакотека, Мюнхен), в которой воплощены четыре обобщённых характера- темперамента и вместе с тем типы людей, связанных общим гуманистическим идеалом независимой мысли, силы воли, стойкости в борьбе за справедливость и истину в бурную и противоречивую эпоху Реформации и Крестьянской войны 1524-26.
Соч.: Дневники. Письма. Трактаты, [пер. с нем.], т. 1-2, Л.-М., 1957.
Лит.: Ц. Нессельштраус, А. Дюрер, Л.-М., 1961; [Гершензон-Н. Чегодаева], А. Дюрер. [Альбом репродукций], М., 1964; М. Я. Либман, Дюрер и его эпоха, М., 1972; С. Л. Львов, А. Дюрер, М., 1977, Panofsky E., The life and art of A. Dьrer, Princeton, 1955; Winkler F., A. Dьrer, B., 1957; Wцlfflin H., Die Kunst A. Dьrers, Mьnch., 1963; A. Dьrer, Zeit und Werk, Lpz., 1971; A. Dьrer Kunst im Aufbruch, Lpz., 1973; Anzelewsky F., Dьrer, L., 1982.
Картины художника: Дюрер, Альбрехт (живопись, графика, гравюра)
Основные даты жизни и творчества
- 21 мая 1471 г. - Родился в Нюрнберге (Германия).
- 1481-1482 гг. - Учился в латинской школе при церкви св. Лоренца в Нюрнберге.
- 1483-1486 гг. - Учился ювелирному ремеслу в мастерской отца. Первые рисунки.
- 1484 г. - Первый дошедший до нас автопортрет (рисунок серебряным карандашом).
- 1486-1489 гг. - Поступил в мастерскую известного нюрнбегского живописца и иллюстратора Михаеля Вольгемута.
- 1490 г.-1494 г. - Путешествовал по немецким землям. В это время создал свою первую гравюру на дереве "Св. Иероним в келье". Возможно, делал иллюстрации к комедиям Теренция "Турнский рыцарь", "Кораблю дураков" Себастьяна Бранта в Базеле.
- 1490 г. - Окончил обучение в мастерской Вольгемута.
- 1493 г. - Год создания первого живописного автопортрета художника.
- 1494 г. - Женился на Агнесе Фрей. Открыл собственную мастерскую.
- 1494-1495 гг. - Совершил первое путешествие в Италию через Клаузен, Триент. В пути написал первые пейзажные акварели.
- 1495 г. - Вернулся в Нюрнберг. Период активной работы. Между 1495 и 1500 годами было исполнено более 60 гравюр.
- 1498 г. - Издал серию гравюр на дереве: "Апокалипсис".
- 1499 г. - Алтарь Паумгартнера.
- 1500 г. - Начал изучать линейную перспективу, пропорции человека и животных, конструирование фигур. Работал над серией "Жизнь Марии". Создал резцовые гравюры на меди: "Немезида", "Адам и Ева", "Большой конь", "Малый конь".
- 1502 г. - Умер отец.
- 1504 г. - Создал знаменитую гравюру "Адам и Ева".
- 1505-1507 г. - Отправился во второе путешествие в Италию. В Венеции написал ряд живописных портретов.
- 1507 г. - Вернулся в Нюрнберг и работал над картинами и большими алтарями. Первые рукописные наброски к теоретическим трудам.
- 1507-1508 гг. - Создал серии гравюр на меди "Страсти".
- 1508 г. - Алтарь Геллера.
- 1510-1515 гг. - Переиздал "Апокалипсис" и издал серии "Малые страсти", "Большие Страсти", "Бытие Богородицы" (гравюры на дереве).
- 1512-1519 гг. - Работал для императора Максимилиана.
- 1513-1514 гг. - Создал три выдающиеся гравюры: "Рыцарь, Смерть и Дьявол", "Св. Иероним в келье", "Меланхолия".
- 1515 г. - Максимилиан I назначил Дюреру ежегодную пенсию в 100 гульденов.
- 1515-1518 гг. - Проводил эксперименты в технике офорта.
- 1519 г. - Кончина Максимилиана I и Михаэля Вольгемута.
- 1520-1521 гг. - Совершил поездку в Нидерланды через Бамберг, Франкфурт, Кельн. Остановился в Антверпене и Брюсселе, посетил Брюгге и Генту. Познакомился с произведениями нидерландских мастеров, встретился с Эразмом Роттердамским. Присутствовал на коронации Карла V в Ахене. Получил подтверждения мандата Максимилиана.
- Осень 1524 г. - зима 1525 г. - Начал работу над "Четырьмя апостолами".
- 1527 г. - Опубликовал трактаты "Руководство к измерению" и "Наставление к укреплению городов".
- 6 апреля 1528 г. - Альбрехт Дюрер умер.
- 1528 г. - Вышли в свет "Четыре книги о пропорциях" с посвящением Вилибальду Пиркгеймеру.