Арт-Рисунок

Георгиевская лента

Культура стран и городов.



Германия

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Германия, государство в Центральной Европе

Пеппельман, Маттиас Даниель: Замок Пильниц 1720-1723. Германия. Германия (Deutschland), государство в Центральной Европе, существовавшее до конца второй мировой войны 1939-45. На территории Германии найдены памятники искусства палеолита (резные женские статуэтки, фигурки животных), неолита (керамика, фигурки людей и животных, мегаллитические сооружения, свайные постройки), бронзового и железного веков (см. Германцы, Кельты, Иллирийцы, Славяне). В I в. н. э. появились древнеримские лагеря и города с каменными постройками. В 1-м тысячелетии в изобразительном искусстве распространился "звериный стиль". Собственно немецкое искусство сложилось в средние века. В период "Каролингского возрождения" (VIII-IX вв.) строились христианские базилики с плоским перекрытием и вестверком (в Корвее), центрические капеллы (в Ахене, Фульде), резиденции феодалов (в Ахене и Ингельхайме), были созданы замечательные образцы резьбы по слоновой кости и миниатюры. Традиции каролингского искусства стали базой для раннероманского, так называемого оттоновского искусства (первая половина X - первая половина XI вв.). Строились суровые, геометрически чётко расчленённые базилики (в Гернроде, Хильдесхайме), расписанные отвлечённо- торжественными экспрессивными фресками (монастырь Оберцелль на острове Райхенау). Расцвели многочисленные местные школы миниатюры (в Трире, Кёльне, на острове Райхенау), скульптуры, особенно бронзовое литьё (двери собора в Хильдесхайме) и резьба по дереву ("Распятие Геро", около 970, собор в Кёльне). Высокого развития достигло ювелирное искусство (реликварии, кресты и т. д.). В период зрелого романского стиля (вторая половина XI - первая половина XIII вв.) сложились первые города. Первоначально они представляли собой беспорядочное скопление домов вокруг монастырей или замков феодалов, а затем возникли города с прямоугольной сетью улиц, с рыночными и соборными площадями. Определились основные типы домов - городских (главным образом фахверковых трехэтажных, выходивших на улицу узкой торцовой стороной с высоким фронтоном) и сельских (срубных или фахверковых, с расположением жилых и хозяйственных помещений в одноэтажном доме - на севере, друг над другом - на юге и вокруг прямоугольного двора - в Средней Германии). Были построены крупнейшие монастырские церкви (Мария-Лах, 1093-1156) и городские соборы (в Шпайере, Майнце, Вормсе, Бамберге, Наумбурге и др.) - величественные и мощные замкнутые базилики и центрические храмы с крестовыми нервюрными сводами, башнями, часто с развитой западной частью. Они принадлежат к числу лучших творений немецкого зодчества, в которых ярко воплотились наиболее передовые художественные идеи эпохи и были заложены основы национальной немецкой архитектуры.

Продолжалось строительство феодальных резиденций: парадных императорских дворцовых комплексов - пфальцев (пфальц в Гельнхаузене, около 1170-90) и сильно укреплённых замков - бургов.

В скульптуре в конце XI - первой половине XII вв. господствовал так называемый строгий стиль, отличавшийся аскетичностью и застылостью форм (светильник "Вольфрам", около 1157, собор в Эрфурте). Во второй половине XII - первой половины XIII вв. формы стали более свободными и объёмными, разрабатывались мотивы движения (барельефы на оградах хоров церквей в Хильдесхайме, Хальберштадте, собора в Бамберге). Церкви продолжали расписывать фресками, но уже в начале XI в. появились первые витражи (собор в Аугсбурге). С развитым романским стилем связан высокий подъём художественных ремёсел (ювелирное искусство, эмали, художественное литьё, ткани).

В период готики (XIII-XV вв.) города обстраивались укреплениями с мощными башнями и воротами, строились каменные и кирпичные ратуши (в Любеке, Мюнстере, Брауншвейге), склады, торговые помещения, госпитали, каменные и фахверковые дома, замки. Немецкие готические соборы нередко имеют однобашенный западный фасад (во Фрайбурге-им-Брайсгау) и грандиозные размеры (собор в Кёльне). Своеобразны кирпичные сооружения Северной Германии XIII-XV вв. (церкви в Любеке, ратуша в Штральзунде). В XV в. распространились зальные храмы (Мюнхен, Нюрнберг). Яркую жизненную и психологическую характеристику получили скульптуры на фасадах и в интерьерах церквей (фасады соборов в Бамберге и Магдебурге, рельефы и статуи западного хора собора в Наумбурге, являющиеся одним из высших достижений европейского готического искусства). Фрески вытеснялись витражом. В период поздней готики (XIV-XV вв.) высокого уровня достигли резная деревянная полихромная скульптура, украшавшая высокие переносные алтари в интерьерах церквей. В художественном ремесле выделяются обработка металла, резьба по дереву, керамика, ткачество. В начале XV в. в изобразительном искусстве господствовал "мягкий стиль", в рамках которого проявлялись черты лирической интимности и склонность к бытовой трактовке религиозных тем (Мастер Франке, художники кёльнской школы). В первой трети XV в. в произведениях швабских живописцев Л. Мозера и Х. Мульчера наметились реалистические тенденции в изображении реальной действительности и человеческих чувств. Сходные искания проявились в скульптуре (Н. Герхарт) и гравюре (М. Шонгауэр).

Искусство Возрождения (конец XV в. - 1530-е гг.) несёт на себе отпечаток классовых и религиозных конфликтов. В архитектуре ведущую роль стали играть светские здания (в старых готических формах, но с итальянским ренессансным декором). Собственно ренессансные архитектурные формы и планировочные принципы проникают в первой половине XVI в. в Южную и Среднюю Германию (Аугсбург, Нюрнберг, Галле) и лишь к концу века распространяются по стране. В изобразительном искусстве (прежде всего в живописи и графике) идеи гуманизма соединились с пристальным интересом к действительности, чуткостью к её противоречиям. В искусстве этого времени претворились в остроиндивидуальных конкретных образах представления о достоинстве, духовной силе и волевой целеустремлённости человека. Напряжённые искания новых художественных путей воплотились в живописи и графике А. Дюрера, полных суровой мужественной правды; произведениях М. Нитхардта, выразивших в страстных эмоциональных образах трагическую сущность эпохи, а также в творчестве Л. Кранаха Старшего, А. Альтдорфера, Х. Бальдунга. Ясные, жизнеутверждающие образы современников создал Х. Хольбейн Младший. Позднеготическая традиция прочнее удерживалась в скульптуре; здесь также были созданы остроиндивидуальные, одухотворённые образы (Ф. Штос, А. Крафт, Т. Рименшнейдер, семейство Фишер). После кратковременного расцвета наступил глубокий упадок искусства, обусловленный поражением прогрессивных сил в Крестьянской войне 1524-26. С середины XVI в. распространилось субъективное и вычурное искусство маньеризма, усилилась роль приезжих фламандских и итальянских художников- маньеристов. Пышно расцвело замысловатое и прихотливое художественное ремесло (ювелирные изделия семьи Ямицер, мебель, посуда, оружие).

В начале XVII в. традиции Возрождения ощущались в аугсбургских постройках Э. Холля. В живописи одним из основоположников европейского реалистического пейзажа стал А. Эльсхаймер, работавший в основном вне Германии. Однако в целом в архитектуре и изобразительном искусстве XVII в. наступил период эпигонства. Новый подъём дворцового и культового зодчества наступил лишь в первой половине XVIII в. В формах позднего барокко, часто сочетавшегося с прихотливым декором рококо, строили семья архитекторов Динценхофер, И. Б. Нейман, М. Д. Пёппельман, А. Шлютер. Здания и площади украшались скульптурой (Шлютер и братья Азам), отдельные здания - росписями. Было налажено производство майсенского фарфора (И. И. Кендлер и др.), мебели, ювелирных изделий. В изящных постройках Г. В. Кнобельсдорфа наметился переход к классицизму, получившему развитие во второй половине XVIII - начале XIX вв. (Ф. В. Эрдмансдорф, К. Г. Лангханс). Классицизм утвердился в живописи (А. Р. Менгс, А. Кауфман, А. Я. Карстенс) и скульптуре (И. Г. Шадов, К. Д. Раух), его черты проявились в творчестве портретистов А. Граффа, А. и В. Тишбейнов, в жанровых гравюрах Д. Н. Ходовецкого. Крупным строителем общественных зданий (театров, музеев, учебных заведений) в первой половине XIX в. был К. Ф. Шинкель.

В немецком романтизме первой половины XIX в. влияние Великой французской революции (1789-94), мечты о национальном единстве, борьба за свободу личности сочетались с мистическими тенденциями, апологией средневековья и религии. Лиризм и одухотворённость образов характерны для раннего этапа романтизма (Ф. О. Рунге, К. Д. Фридрих). Объединение назарейцев искало опору в средневековом прошлом, эпохе Раннего Возрождения, в католической религии (Ф. Овербек и др.). Немецкое средневековье воспевали ранние представители дюссельдорфской школы. В русле романтического движения возникло и развилось мелкобуржуазное демократическое искусство бидермейера (Г. Ф. Керстинг, Л. Рихтер, К. Шпицвег, К. Блехен и др.), которому свойственны интимное и задушевное изображение городской и сельской жизни и природы, идеализация бытовых патриархальных устоев. Идеализация была присуща и дюссельдорфской школе 1830-40-х гг. (Л. Кнаус, Б. Вотье), но в период Революции 1848-49 работы некоторых её мастеров приобрели ярко выраженное демократическое содержание и острую социальную направленность (жанровые картины И. П. Хазенклевера и К. Хюбнера, исторические полотна К. Ф. Лессинга).

В середине XIX в. классицизм (Л. фон Клеще, Ф. Гертнер), в официальных зданиях приобретший черты холодной парадности, сменился эклектизмом, сопровождавшимся упадком градостроительной культуры. Поиски рациональных принципов архитектурной композиции характерны для Г. Земпера. Развитие строительной техники позволило сооружать металлические мосты, железнодорожные перроны и залы с каркасными перекрытиями. В изобразительном искусстве ведущая роль перешла к реалистическому направлению (А. Менцель, В. Лейбль, М. Либерман), нередко с сатирическим оттенком (В. Буш). Реализму и вместе с тем академическому эклектизму противопоставили своё искусство так называемые неоидеалисты (см. Неоидеализм; А. Фейербах, Х. фон Маре, скульптор А. Хильдебранд). К концу XIX в. распространились импрессионизм (Либерман, Л. Коринт, М. Слефогт), символизм и стиль "модерн", известный в Германии под названием югендстиля (Ф. Штук, М. Клингер) и получивший особое развитие в оформлении интерьеров, в книжной и рекламной графике. В архитектуре 1910-20-х гг. широкое внедрение металла и бетона в строительство сопровождалось стремлением к функциональности и эстетической выразительности сооружений. Одни архитекторы новаторски перерабатывали исторические традиции (П. Беренс), другие добивались романтической экспрессии и динамики форм (X. Пёльциг, Э. Мендельзон), третьи последовательно утверждали принципы функционализма (В. Гропиус, Б. Таут, Л. Мис ван дер Роэ). Центром исканий нового стиля стал "Баухауз". Направление, возглавленное Т. Фишером, опиралось на традиционное строительное ремесло; его принципы нашли продолжение в мрачной и тяжеловесной неоклассике фашистского периода. На рубеже XIX-XX вв. усилилась роль реалистической социально-критической графики (Т. Т. Хейне, Г. Цилле, X. Балушек). Творчество К. Кольвиц было связано с рабочим движением. В скульптуре реалистическое направление наиболее ярко представлено произведениями Г. Кольбе. В начале XX в. в Германии как выражение кризиса буржуазной культуры, индивидуалистического протеста против буржуазного общества возник экспрессионизм. Его представители (Э. Нольде, Э. Хеккель, Э. Л. Кирхнер, Ф. Марк, К Шмидт-Ротлуф и др.) первоначально группировались вокруг объединения "Мост" и "Синий всадник". Эмоционально-драматическое восприятие жизни, присущее этому течению, выражалось и в социальной критике, и в субъективистском искажении мира, мистике и абстракции. После первой мировой войны 1914-18 социально-критические и антивоенные устремления усилились в творчестве пролетарских художников (К. Кольвиц, О. Нагель, X. и  Л. Грундиг, Дж. Хартфилд), а также Ж. Гроса и О. Дикса, связанных с течением "новой вещественности". На творчестве второго поколения экспрессионистов лежит отпечаток трагедии войны и послевоенной действительности (М. Бекман и др.). Экспрессионисты первого поколения либо перешли на позиции абстрактного искусства (В. В. Кандинский), либо примкнули к социально-критическому крылу этого течения (М. Пехштейн, К. Хофер). С гуманистическим призывом к братству людей выступил скульптор, график и писатель Э. Барлах. В художественной жизни 20-х гг. большую роль играли мастера, работавшие в русле реалистических традиций, графики Цилле, Балушек, скульптор Кольбе. В конце 20-х - начале 30-х гг. наиболее прогрессивно настроенные мастера (Кольвиц, Нагель и др.) сознательно стремятся поставить своё творчество на службу борющемуся рабочему классу. По заданию компартии создаются политические карикатуры, иллюстрации для газет и журналов, политические плакаты, возникают ассоциации революционных художников, объединившихся в 1931 в "Союз революционных художников Германии". Многообразное, противоречивое, но чрезвычайно активное развитие искусства было насильственно прервано с приходом фашистов к власти в 1933. Многие художники были вынуждены эмигрировать, но ряд прогрессивных мастеров продолжал работать нелегально, оставаясь верным гуманистическим традициям немецкого искусства (Кольвиц, Барлах, Нагель, X. и Л. Грундиг). При фашизме господствовало откровенно натуралистическое искусство, изображавшее в фальшивом, прикрашенном виде "третью империю", восхвалявшее гитлеровских "сверхлюдей". После разгрома фашизма в 1945 художественная жизнь постепенно оживилась. С образованием двух немецких государств в 1949 произошла поляризация художественных сил; мастера, творчество которых связано с народными, социалистическими идеями, сконцентрировались главным образом в ГДР, в то время как в ФРГ оказались сторонники модернистских направлений, хотя и здесь работает ряд крупных представителей прогрессивного искусства. Декоративное искусство Германии XX в. эволюционировало от создания уникальных изделий в духе югендстиля к простым, функционально целесообразным предметам, разрабатывавшимся Немецким Веркбундом для промышленного производства. Дешёвые практичные массовые изделия проектировались в "Баухаузе". Они оказали огромное влияние на мировую практику, но их изготовление было прервано в период фашистской диктатуры. Традиционные виды народного искусства Германии - резьба и роспись по дереву, ковка, ткачество, гончарство, изготовление украшений и игрушек.

Лит.: ИСиНМ, т. 1, М., 1962; ВИА, т. 4-5, 7, 10-11, Л.-М., 1966-73; М. Я. Либман, Дюрер и его эпоха, М., 1972; его же, Немецкая скульптура. 1350-1550, М., 1980; Е. П. Ювалова, Немецкая скульптура. 1200-1270, М., 1983; Dehio G., Geschichte der deutschen Kunst, Bd 1-4, B.-Lpz., 1919-34; Hьtt W., Deutsche Malerei und Graphik im 20.Jahrhundert, В., 1969; Keller H., Deutsche Maler des 19.Jahrhunderts, Mьnch., 1979; Geschichte der deutschen Kunst, 1350-1470, Lpz., 1981.

Родительская категория: История | Культура
Категория: Страны | Города

Художественно-исторический музей Арт-Рисунок

Кто на сайте

Сейчас на сайте 224 гостя и пользователей