Арт-Рисунок

Георгиевская лента

Художник живописец, график, гравёр, скульптор, архитектор.



Ван Дейк Антонис

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Антонис Ван Дейк , фламандский живописец

А. Ван Дейк: Автопортрет -  Первая треть 17 века. Барокко.Ван Дейк Антонис (van Dyck) (1599-1641), фламандский живописец. Мастер портретной живописи. Учился с 1609 у X. ван Балена, в 1615-16 имел собственную мастерскую. Около 1618-20 работал помощником П. П. Рубенса. Варьируя выработанные Рубенсом образы и приёмы, Ван Дейк придавал героям своих картин более изящный облик ("Иоанн Креститель и Иоанн Евангелист", 1618, Картинная галерея, Берлин-Далем). В конце 1620 - начале 1621 работал при дворе английского короля Якова I. В этот период ("Семейный портрет", 1621, ГЭ) определились стремление Ван Дейка к интимности и одухотворённости образов, внимание к особенностям эмоционального и интеллектуального склада человека. С конца 1621 Ван Дейк жил в Италии (главным образом в Генуе), где выработал характерный для себя тип парадного аристократического портрета, в котором важную роль играют поза, осанка, взгляд и жест человека (портрет кардинала Г. Бентивольо, около 1623, Палаццо Питти, Флоренция). Изучение колористических достижений венецианской школы проявилось в созданной Ван Дейком галерее портретов генуэзской знати, исполненных парадного великолепия (парный портрет старого генуэзца и его жены, Картинная галерея, Берлин-Далем). Одновременно Ван Дейк создавал психологически выразительные образы людей высокого интеллекта и творческой одарённости (портрет скульптора Ф. Дюкенуа, около 1622, Музей старинного искусства, Брюссель). В 1627-32 Ван Дейк вновь жил в Антверпене, был придворным художником эрцгерцогини Изабеллы. В этот период наивысшего творческого расцвета ему удалось наиболее органично соединить в парадных портретах индивидуальную психологическую характеристику с торжественной представительностью образа (портрет Марии Луизы де Тассис, Галерея Лихтенштейн, Вена), а в интимных портретах (П. Снайерса, Старая пинакотека, Мюнхен) раскрыть богатство духовного мира современников. Более холодны и однообразны, хотя и декоративно эффектны, религиозные и мифические композиции Ван Дейка ("Отдых на пути в Египет", конец 20-х гг., Старая пинакотека, Мюнхен). С 1632 Ван Дейк работал в Лондоне придворным художником Карла I, исполняя многочисленные портреты короля и представителей английской знати ("Карл I на охоте", около 1635, Лувр; портрет Ф. Уортона, Национальная галерея искусства, Вашингтон). Его портреты этого периода отличаются подчёркнутым аристократизмом образов, строгой изысканностью поз и тонких сдержанных красочных сочетаний. Однако вскоре изящество и элегантность у Ван Дейка становятся внешним, стандартным художественным приёмом, в колорите появляется сухость. Портретное искусство Ван Дейка способствовало созданию национальной английской портретной школы живописи.

Лит.: [Н. Ф. Смольская], А. Ван Дейк, [Альбом], М.-Л., 1963; [Н. И. Грицай], А. Ван Дейк. [Альбом], М., 1979; Vey H., Die Zeichnungen A. van Dycks, Bd 1-2, Brьssel, 1962-67; Brown Chr., Van Dyck, Oxf., 1982.

Картины: Дейк, Антонис ван

Родительская категория: Биография
Категория: Краткая биография

Художественно-исторический музей Арт-Рисунок

Кто на сайте

Сейчас на сайте 83 гостя и пользователей