Арт-Рисунок

Георгиевская лента

Художник живописец, график, гравёр, скульптор, архитектор.



Верещагин Василий Васильевич

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Верещагин Василий Васильевич, русский живописец

В. В. Верещагин: Мавзолей Тадж-Махал в Агре -  1874-1876 40,5 х 55 см Холст, масло Реализм Россия Москва. Государственная Третьяковская галереяВерещагин Василий Васильевич (1842-1904), русский живописец. Баталист. Учился в петербургской АХ (1860-63), в мастерской Ж. Л. Жерома в Париже (1864-65). Много путешествовал по России и Западной Европе, а также по Сирии, Палестине, Индии, Японии, США. Участвовал в завоевании Средней Азии (в 1867-68 и 1869-70), в русско-турецкой (1877-78) и русско-японской (1904-05) войнах; погиб в Порт-Артуре при взрыве броненосца "Петропавловск". По демократической направленности своего творчества близок к передвижникам. В тематических сериях картин "Туркестанская" (1871-74), "Балканская" (1877-78 и 1880-е гг.), на тему Отечественной войны 1812 (1887-1904) и др. Верещагин с глубоким драматизмом показал жестокие будни войны, несущей неисчислимые страдания народам ["После неудачи. (Побеждённые)", 1868, ГРМ; "После атаки. Перевязочный пункт под Плевной", 1881, ГТГ], раскрыл тяжесть и героику ратного труда (триптих "На Шипке всё спокойно!", 1878-79, местонахождение неизвестно), мужество и нравственную силу народа, сражающегося с захватчиками ("Не замай, дай подойти!", 1887-95, ГИМ). В его творчестве романтическое изображение военной схватки впервые в русской батальной живописи уступило место философски глубоким размышлениям о войне ("Апофеоз войны", 1870-71, ГТГ), обличению феодально- религиозного фанатизма ("Торжествуют", 1872, ГТГ) и колониализма ("Подавление индийского восстания англичанами", около 1884, местонахождение неизвестно). На основе зарисовок и этюдов с натуры Верещагин создал особый жанр документально-этнографической живописи, имевший большое просветительское значение и окрашенный глубоким гуманизмом, уважением к разным народам и их культуре ("Всадник-воин в Джайпуре", после 1874-76, "В горах Алатау", 1869-70, "Мавзолей Тадж-Махал в Агре", 1874-76, - все в ГТГ). В произведениях Верещагина документальная точность изображения сочетается с тщательно разработанной композицией, точным рисунком, часто - с яркой красочностью живописных решений. Условные приёмы академической живописи, постепенно преодолевавшиеся Верещагиным на протяжении творческого пути, уступали место поискам правдивого изображения окружающего мира. Стремясь пропагандировать свои гуманистические и антимилитаристские взгляды, Верещагин устраивал выставки в России (1874, Петербург, и др.), Западной Европе, Америке. Пользовавшиеся горячим одобрением демократической общественности, они, как и всё творчество Верещагина, подвергались постоянным нападкам со стороны реакционных кругов России и других стран.

Соч.: Избранные письма, М., 1981. Лит.: А. К. Лебедев, В. В. Верещагин, 2 изд., М., 1972; его же, В. В. Верещагин. [Альбом], М., 1974; В. В. Верещагин, Воспоминания сына художника, Л., 1982.

Картины: Верещагин, Василий Васильевич

Родительская категория: Биография
Категория: Краткая биография

Художественно-исторический музей Арт-Рисунок

Кто на сайте

Сейчас на сайте 146 гостей и пользователей