Арт-Рисунок

Георгиевская лента

Художник живописец, график, гравёр, скульптор, архитектор.



Врубель Михаил Александрович

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Врубель Михаил Александрович, русский живописец

Автопортрет с жемчужной раковиной

Врубель Михаил Александрович (1856-1910), русский живописец. Учился в петербургской АХ (1880-84) у П. П. Чистякова. Следуя традиции А. А. Иванова и Н. Н. Ге, Врубель в своём творчестве ставил морально-философские вопросы о добре и зле, о месте человека в мире; обострённый интерес к внутренней, духовной жизни человека заставлял его обращаться к "вечным" темам и мотивам, почерпнутым из античности, эпохи средних веков и Возрождения, русского фольклора.
Налёт таинственности, загадочности в воплощении этих тем ("Пан", 1899, ГТГ) сближает творчество Врубеля с установками представителей символизма. Одновременные поиски высокого монументального стиля и национальной формы в искусстве, приверженность к орнаментальным, ритмически усложнённым решениям придают его произведениям характерные черты стиля "модерн" (панно "Фауст", 1896, ГТГ). Однако творчество Врубеля выходит за рамки и символизма, и "модерна". Стремление создать сложную картину мира, в котором всё взаимосвязано и одушевлено, где за привычным обликом предметов таится своя особая и напряжённая жизнь, приводит в произведениях Врубеля к органическому слиянию мира человеческих чувств и мира природы ("К ночи", "Сирень" - оба 1900, ГТГ).

К ночи
Сирень

В 1884-89 Врубель жил в Киеве, где работал над иконами и росписями Кирилловской церкви, над эскизами росписей Владимирского собора (не осуществлены), в 1889 переехал в Москву. К началу 90-х гг. окончательно сложилась художественная манера Врубеля, в которой резкий, ломающийся штрих, совмещение нескольких планов в изображении предмета, расчленение объёма на множество пересекающихся граней и плоскостей, мозаичный мазок и эмоциональные цветовые сочетания становятся средствами пластического выражения тревожного и драматического восприятия мира, наиболее полно воплотившегося в работе над темой Демона. Врубель в символической форме выдвигает свой идеал героической личности - бунтаря, отверженного пророка, трагически ощущающего своё одиночество ("Демон", 1890, ГТГ; иллюстрации к одноименной поэме М. Ю. Лермонтова, акварель, белила, 1890-91, ГТГ, ГРМ и другие собрания); огромное внутреннее напряжение художника, поиски им образа большой трагедийной силы отразились в "Демоне поверженном" (1902, ГТГ).
В московский период творчества Врубель участвовал в деятельности художественного кружка в Абрамцеве ("Мизгирь", "Купава" - обе майолика, 1899-1900, ГТГ), исполнял панно и станковые произведения ("Венеция", 1893, ГРМ; "Испания", около 1894, ГТГ), эскизы театральных декораций, ряд портретов, отличающихся глубиной философского осмысления образа ("С. И. Мамонтов", 1897, ГТГ). В последний период жизни Врубель, когда в его творчестве нарастают болезненный надлом (с 1902 Врубель страдал душевной болезнью, в 1906 ослеп), драматизм мироощущения и экспрессия форм, лучшими произведениями художника становятся графические портреты, замечательные острой проницательностью характеристик ("В. Я. Брюсов", уголь, сангина, мел, 1906, ГТГ).

Лит.: С. П. Яремич, М. А. Врубель. Жизнь и творчество, М., [1911]. М. А. Врубель [Альбом. Вступительная статья А. А. Фёдорова-Давыдова], М., 1968; В. Ракитин, М. Врубель, [М., 1971]; Врубель. Переписка. Воспоминания о художнике, Л., 1976; Д. З. Коган, М. А. Врубель, М., 1980.

Основные даты

  • 1856,5 марта —  М. А. Врубель родился в Омске, в семье военного юриста.
  • 1874 — Поступление на юридический факультет Петербургского университета.
  • 1880 — Поступление в Академию художеств.
  • 1881-1884 — Занятие в Академии художеств под руководством П. П. Чистякова.
  • 1884, май — Отъезд в Киев для реставрационных работ в Кирилловской церкви.
  • 1884, ноябрь — 1885, май — Поездка в Венецию. Работа над иконостасными образами для Кирилловской церкви
  • 1886 — 1889 — Работа в Киеве. Картины “Девочка на фоне персидского ковра” , “Гамлет и Офелия” ; эскизы для Владимирского собора. Первые варианты “Демона” .
  • 1889, осень — Переезд в Москву.
  • 1890 — “Демон Сидящий” . Иллюстрации к сочинениям Лермонтова.
  • 1891 — Поездка в Италию и Францию с семьёй С. И. Мамонтова.
  • 1892 — 1895 . Жизнь и работа в Москве, с длительными выездами за границу. Участие в абрамцевском кружке. Ряд декоративных панно. “Испания” , “Венеция” , “Гадалка” .
  • 1896 — Большие декоративные панно “Принцесса Греза” и “Микула Селянинович” для Всероссийской нижегородской выставки.
  • 1896, июль  — Женитьба на Н. И. Забеле.
  • 1897 - 1900 — Картины на темы русских сказок и опер Римского-Корсакова (“Морская Царевна” , “Тридцать три богатыря” , “Пан” , “Царевна-Лебедь” и др.) . Работа для театра. Портреты С. И. Мамонтова, Н. И. Забелы и др. Майоликовые скульптуры.
  • 1901 — “Демон поверженный” .
  • 1902 — 1903 — Начало болезни. “Портрет сына” .
  • 1904 — Пребывание в клинике доктора Ф. А. Усольцева. Рисование с натуры. Выздоровление и переезд в Петербург.
  • 1904 - 1905 — Портрет жены, автопортреты, “Жемчужина” , “Азраил” . Вариации темы “Пророка”
  • 1905, весна — Новый приступ заболевания, возвращение в клинику Усольцева.
  • 1906 — Портрет Брюсова — последняя работа Врубеля.
  • 1910, 1 апреля — Смерть М. А. Врубеля.

Картины: Врубель, Михаил Александрович

Родительская категория: Биография
Категория: Краткая биография

Художественно-исторический музей Арт-Рисунок

Кто на сайте

Сейчас на сайте 97 гостей и пользователей