Союз Советских Социалистических Республик
- Просмотров: 30443
Союз Советских Социалистических Республик
Союз Советских Социалистических Республик, первое в истории социалистическое общенародное государство. Расположено в Восточной Европе, Северной и Средней Азии. Искусство СССР многонационально. Его история представляет собой богатую и сложную картину развития и взаимодействия художественную культур европейских и азиатских наций и народностей, объединённых ныне Союзом ССР. Октябрьская революция 1917 открыла перед их искусством возможности для свободного развития; в ходе строительства социализма многонациональное советское искусство образовало идейно-художественную общность, сплочённую социально-политическими интернационалистскими принципами. Её формирование отвечает сложению новой исторической общности - советского народа.
Древнейшие памятники искусства на территории СССР датируются верхним палеолитом и мезолитом. В эпоху неолита произведения живописи и скульптуры, керамическая утварь, украшения создавались на территории Европейской части страны, Закавказья, Средней Азии и других районов. В эпохи энеолита и бронзы почти на всей территории СССР существовали развитые культуры. В 1-м тысячелетии до н. э. и начале 1-го тысячелетия н. э. (ранний железный век) развивалось искусство рабовладельческих государств Урарту, Кавказской Албании, Бактрии и др., взаимосвязанное с художественными культурами Древнего Востока. На севере Средней Азии получило развитие искусство Хорезма. Культура этих государств постоянно взаимодействовала с культурами народов, стоявших на доклассовой и раннеклассовой ступени развития: скифов, сарматов, народов Сибири. С середины 1-го тысячелетия до н. э. в южных районах СССР складывались культуры, испытывавшие воздействие античной цивилизации. В Причерноморье Северном расцвело искусство греческих колоний; рядом местных черт отличалась античная культура государств на территории Грузинской ССР и Армянской ССР. Эллинистические влияния сочетались с местными традициями в искусстве среднеазиатских государств: Парфянского царства (см. Парфия), Кушанского царства, Согда и др. Древневосточные и античные художественные традиции сыграли важную роль в становлении средневекового искусства на территории СССР.
Средневековая культура обрела у разных народов и в разных регионах своеобразные черты, во многом обусловленные особенностями местных культурных традиций и религий. Средневековое искусство Армении и Грузии разрабатывало традиции, сложившиеся с принятием христианства в IV-VI вв.; как и в других странах, в культурном отношении связанных с Византией, здесь интенсивно развивались архитектура (крепости, церкви), монументальная и миниатюрная живопись. В Средней Азии в V-VIII вв. расцвело самобытное раннесредневековое искусство Согда, Хорезма, Тохаристана, Уструшаны и других областей. С исламизацией Средней Азии и восточных районов Кавказа (VII-XI вв.) здесь сложились оригинальные школы культового зодчества, возникли местные типы светских сооружений, высокого уровня достигли архитектурный орнаментальное искусство каллиграфии, книжная миниатюра, керамика, ковроделие (см. Азербайджанская ССР, Киргизская ССР, Таджикская ССР, Туркменская ССР, Узбекская ССР). Важное значение для формирования раннесредневековой художественной культуры имело искусство тюрков, аланов, кочевников и оседлых народностей Казахстана (см. Казахская ССР), финно-угров.
На территории Европейской части СССР в IX-X вв. сложилась художественная культура Киевской Руси, впитавшая традиции искусства древних славян, а в дальнейшем, после принятия в X в. христианства, творчески претворившая значительное влияние Византии и стран Балканского полуострова. В древнерусских городах расцвели каменное зодчество, искусство фрески, мозаики, иконописи, книжной миниатюры. В древнерусских землях и удельных княжествах, выделившихся в XII в. из состава Киевской Руси, проходил процесс становления и развития местных художественных школ: владимиро-суздальской школы, новгородской школы, псковской школы и др. Культуре Древней Руси в XIII в. тяжелейший удар был нанесён монголо-татарским завоеванием; в этот же период северо-западные земли испытали натиск немецких крестоносцев, особенно сказавшийся на судьбах культур прибалтийских народов.
С XIV в. на основе культурных традиций Древней Руси формировались тесно связанные между собой русская (см. Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика), украинская (см. Украинская ССР) и белорусская (см. Белорусская ССР) художественные культуры, постепенно обретавшие всё более яркие национальные особенности. Развитие русской культуры в XIV-XVII вв. во многом определялось становлением централизованного Русского государства. В результате присоединения к нему новых территорий (Поволжье, Урал, Сибирь, северные области) самобытная культура местных народов вступила в контакт с распространявшейся русской культурой. В средневековых формах, господствовавших на Руси до конца XVII в., развивались градостроительство, архитектура светских и церковных зданий, искусство фрески, иконописи, миниатюры, резьбы и т. д.
На рубеже XVII-XVIII вв. русское искусство, порывая со средневековьем, вступило на новый, светский путь развития и прошло через характерные для искусства Европы этапы барокко (в первые две трети XVIII в.) и классицизма (последняя треть XVIII - первая треть XIX вв.). Особенно значительны в эту эпоху достижения в области архитектуры и градостроительства, портретной живописи, а также скульптуры, по существу сложившейся лишь в XVIII в. В основном те же процессы характерны и для искусства Украины, накопившего ко времени воссоединения с Россией в XVII в. собственный историко-художественный опыт. Её западные области испытали в XVI-XVII вв. воздействие ренессансной культуры; проникая на восток, западноевропейские веяния перекрещивались с местными традициями и опытом народного творчества, что и определило своеобразный характер живописного портрета, гравюры, барочной архитектуры на Украине XVII-XVIII вв. В белорусском искусстве XVI в. наметились ренессансные черты, в XVII-XVIII вв. распространилось барокко, а к концу XVIII в. - классицизм. Культура Молдавии, находившейся под властью Турции, до воссоединения с Россией во второй половине XVIII-XIX вв. сохраняла во многом средневековый характер (см. Молдавская ССР). В искусстве Прибалтики (см. Латвийская ССР, Литовская ССР, Эстонская ССР), развивавшемся в XIII-XVIII вв. в условиях тесных контактов с Западной Европой, своеобразное истолкование получили в XIII-XVI вв. принципы готики, в XVI-XVII вв. - ренессансные тенденции, в XVII-XVIII вв. - барокко, в последней трети XVIII в. здесь восторжествовал классицизм.
В XIX - начале XX вв. культура наиболее развитых народов, входивших в Российскую империю, переживает общеевропейские этапы эволюции. В первой половине XIX в. развиваются романтический портрет и пейзаж, реалистические тенденции проникают в крестьянскую жанровую и историческую живопись, отразившую важные общественные идеи эпохи.
В середине - второй половине XIX в. в тесной связи с подъёмом освободительного, революционного движения в России формируются демократическая культура, передовое реалистическое искусство. Ведущими представителями критического реализма второй половины XIX в., беспощадно обличавшего самодержавно-крепостнический строй и последовательно отстаивавшего принципы народности искусства, были передвижники - члены ТПХВ, в рядах которого с 1870-х гг. сплотилось большинство прогрессивных русских художников. В творчестве мастеров критического реализма, с большой художественной убедительностью утверждавших красоту и душевную силу народа, преимущественное развитие получили бытовой жанровый портрет, пейзаж, историческая живопись. Достижения прогрессивного русского искусства определили выдающееся место России в мировой художественной культуре, оказали революционизирующее воздействие на искусство других народов России, способствовали преодолению средневековых норм в культуре народов Кавказа и Средней Азии. Однако классовый и национальный гнёт самодержавия тормозил культурное развитие всех народов страны, особенно населявших её отсталые окраины.
Накануне Октябрьской революции 1917 общая картина художественного развития народов России была неоднородной и противоречивой. Наряду с искусством, находившимся на уровне высокоразвитых культур XX в. и накопившим (в резком противостоянии реализма и модернистских течений) опыт острой идеологической борьбы в капиталистических условиях, существовали пережитки позднефеодальной культуры (например, в Казахстане и Средней Азии), а также искусство, сохранившее признаки первобытного художественного творчества (у ряда народов Сибири, Севера, Дальнего Востока). Многие виды искусства, получившие разностороннее развитие в русском и ряде других школ, не были известны народам, находившимся на более ранних стадиях исторического развития.
Октябрьская революция открыла новую эпоху в художественной истории народов СССР, коренным образом изменив положение и роль искусства в жизни общества. Под руководством Коммунистической партии искусство приняло участие в формировании социалистической художественной культуры; важными звеньями политики партии и Советского государства в этой области стали приобщение народа к национальным и мировым художественным ценностям и забота о развитии высокохудожественного творчества, проникнутого принципами партийности, народности, следующего методу социалистического реализма, который ориентирует художников на правдивое отражение жизни в её революционном развитии.
Социальные преобразования в области искусства были обращены ко всем народам страны, впервые получившим возможность свободного и полнокровного развития своих национальных художественных культур. Убыстрённое, а иногда скачкообразное развитие ряда национальных школ советского искусства, связанное с освоением принципов профессионального художественного творчества, для некоторых народов нового (например, живопись и скульптура у многих народов азиатской части страны; и с переосмыслением традиционных художественных форм, осуществлялось в условиях братской помощи ее стороны мастеров более развитых школ. В свою очередь, ведущие школы переживали глубокий перелом. Так, русская художественная школа, преодолевая модернистские влияния, вырабатывая новые формы творческой жизни, превращалась в национальную школу социалистического многонационального искусства.
Новая идейно-художественная общность искусства народов СССР проявилась уже в первые годы Советской власти. Расцвет политически активного плаката, обращённого к массам монументального искусства, живописи, воплощающей героику революции и социалистического строительства, характерен для творчества всех народов, располагавших в конце 1910-20-х гг. профессиональными кадрами художников. Огромную роль в формировании советского искусства сыграла реализация ленинского плана монументальной пропаганды. Градостроительная и архитектурная деятельность преобразовала и центральные, и окраинные районы Советского Союза. Формирование принципов социалистического реализма способствовало укреплению единства многонационального советского искусства, преодолению консервативных и модернистских тенденций, националистических ошибок и нигилистического отношения к национальному своеобразию искусства.
В 30-х гг. в искусстве получают отражение успехи социалистического строительства. Постановление ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 "О перестройке литературно-художественных организаций", на основе которого в разное время в союзных и автономных республиках были созданы Союзы советских художников и архитекторов, способствовало сплочению мастеров художественной культуры, ознаменовало новый этап в становлении советского многонационального искусства. В художественной жизни страны национальные культуры выступают в это время как обладатели общенародных ценностей, взаимообогащающие друг друга и опирающиеся на своё классическое наследие. Обращение к нему своеобразно окрашивает интенсивные поиски жизнеутверждающих, оптимистических образных решений. Исторический оптимизм, опирающийся на марксистско-ленинское представление о закономерностях общественного развития, составил важное свойство всего советского искусства и с особой силой проявился в искусстве времени Великой Отечественной войны 1941-45, проникнутом мужеством и героизмом, правдиво отразившем подвиги народа в борьбе против фашизма.
Грандиозную работу по восстановлению разрушенных захватчиками городов и сёл, по созданию новых промышленных комплексов и городов, по реконструкции исторических населённых мест осуществили в послевоенные годы градостроители и архитекторы, объединённые в Союз архитекторов СССР (создан в 1932). В середине 50-х гг. решительный поворот к индустриальным методам строительства, отказ от подражания "историческим стилям" способствовали ускорению темпов жилищного и промышленного строительства, стимулировали поиски современных средств архитектурной выразительности. Для архитектуры 1960-80-х гг. стало характерным стремление к созданию целостных в художественном отношении композиций - больших комплексов, городских микрорайонов, застройки сёл. Развитие архитектуры и градостроительства охватывает все республики СССР, способствует созданию среды, наделённой идейно-художественной ценностью, благоприятной для жизни и труда советских людей.
Послевоенные годы ознаменованы быстрым и всесторонним развитием искусства союзных и автономных республик; ныне каждая из национальных школ вносит весомый вклад в сокровищницу советского искусства. Решению идейно-художественных задач общесоюзного значения способствует деятельность Союза художников СССР (создан в 1957) и Академии художеств СССР (создана в 1947). Чрезвычайно интенсивным становится творческое взаимообогащение наций. Искусство народов СССР, социалистическое по содержанию, по главному направлению развития, многообразно по национальным формам и интернационально по духу и характеру. В советском изобразительном, декоративно-прикладном искусстве, в художественном конструировании 1970-80-х гг. создаются предпосылки для формирования целостной эстетической. среды, всесторонне охватывающей духовную и материальную жизнь развитого социалистического общества, социальное единство которого исключает разнородность классовых интересов в культуре и возможность появления полярных "массового" и "элитарного" художественных направлений. Это обстоятельство не свидетельствует об однообразии советского искусства - оно развивается в многообразии стилей, направлений, индивидуальных манер, отбросив обуженное, догматически-нормативное представление о социалистическом реализме и преодолев буржуазные и ревизионистские попытки разрушить и извратить этот метод. Являясь частью культуры новой социально- экономической формации, советское искусство выступает как преемник демократических, гуманистических достижений искусства прошлого, как продолжатель на новом историческом уровне принципов реалистического творчества, как созидатель новых художественных ценностей, служащих народу в борьбе за построение коммунизма. Советское искусство является ведущей силой интернациональной социалистической художественной культуры; его исторический опыт имеет огромное международное значение.
Лит.: В. И. Ленин, О литературе и искусстве. [Сборник], 6 издание, М., 1979; ИСиНМ, т. 1-5, М., 1962-81; ВИА, 1-2 издание, т. 1-4, 6-8, 10, 12 (кн. 1), Л.-М., 1966-75; Художники народов СССР. Биобиблиографический словарь, т. 1-4, М., 1970-83; ИИН СССР, т. 1-9 (кн. 1, 2), М., 1971-84; Искусство народов СССР. 1917-1970-е гг. [Альбом]? Л., [1977]; Е. А. Зингер, Проблемы интернационального развития советского искусства, М., 1977.