Арт-Рисунок

Георгиевская лента

Направление и стиль в изобразительном искусстве.



Функционализм

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Функционализм, направление в зарубежном зодчестве

Функционализм, направление в зарубежном зодчестве XX в., утверждающее примат утилитарно-практической функции произведения архитектуры над его формой. Система "протофункционалистских" идей, противопоставлявших принцип целесообразной формы, правдиво выражающей назначение и конструкцию здания, эклектическому расщеплению эстетического и утилитарного начал, сложилась во второй половине XIX в. (теоретические высказывания и практическая деятельность Дж. Рескина и У. Морриса в Великобритании, X. Гриноу в США и др.). В конце XIX в. она получила законченное выражение у американского архитектора Л. X. Салливена, формула которого "форму определяет функция" к середине 20-х гг. была подхвачена западноевропейскими архитекторами - сторонниками рационализма. Основанные на этой формуле принципы функциональности разрабатывались во Франции Ле Корбюзье, а в Германии - архитекторами "Баухауза" (В. Гропиусом, Л. Мисом ван дер Роэ, Х. Мейером и др.). На структуру построек переносился принцип построения механизма; здания расчленялись в точном соответствии с последовательностью функциональных процессов, для которых они предназначались. Аналитические методы функционализма, в частности принцип зонирования территории с выделением особого пространства для каждой из главных жизненных функций ("жить, работать, отдыхать, передвигаться"), были доведены до крайней механистичности немецкими архитекторами, работавшими в конце 20-х гг. в области жилого строительства. В то же время для немецкого функционализма характерны демократические тенденции, сказавшиеся в попытках разрешить острый жилищный кризис. Архитекторы Э. Май, Б. Таут, М. Вагнер и другие разрабатывали проекты (осуществлённые только частично) посёлков с рациональной планировкой, функционально оправданных дешёвых жилищ с малометражными ("минимальными") квартирами. В 20-х - начале 30-х гг. идеи функционализма творчески преломлялись в практической и теоретической деятельности представителей советского конструктивизма, особенно членов объединения ОСА С конца 20-х гг. функционализм утвердился во всех странах Западной Европы, в США и Японии, однако в процессе своего распространения он терял черты творческого метода, превращаясь в некий "международный стиль", оперирующий внешними атрибутами целесообразной формы. Стремясь укрепить веру в трезвую целеустремлённость этого направления, приверженцы и стали называть его "Функционализм" (термин введён швейцарским теоретиком архитектуры З. Гидионом для характеристики всего "нетрадиционного" зодчества 20-30-х гг.). Повсеместное, не зависящее от условий среды и климата насаждение форм, возникших в конкретных условиях Франции и Германии, противоречило исходному принципу рационального подхода к архитектуре, поэтому уже в 30-х гг. архитекторы Скандинавии (А. Аалто в Финляндии, С. Маркелиус в Швеции и др.), опираясь на методы ункционализма, разрабатывали приёмы, отвечающие национальной специфике. Это положило начало развитию региональных вариантов функционализма и распаду "международного стиля". После Второй мировой войны 1939-45 влияние функционализма возродилось при восстановлении разрушенных городов Европы, однако единство "международного стиля" распалось окончательно. Против основной доктрины функционализма выступили один из прежних его лидеров Л. Мис ван дер Роэ, а также приверженцы брутализма, возродившегося неоклассицизма, постмодернизма и других течений современной зарубежной архитектуры.

Лит.: ВИА, т. 11, М., 1973; В. Гропиус, Границы архитектуры, [перевод с немецкого], М., 1971.

Родительская категория: История | Культура
Категория: Направления | Стили

Художественно-исторический музей Арт-Рисунок

Кто на сайте

Сейчас на сайте 60 гостей и пользователей