Поп-арт
- Просмотров: 31697
Поп-арт, неоавангардистское направление
Поп-арт (англ. pop art, сокращение от popular art - популярное, общедоступное искусство; термин объясняется также значением звукоподражательного англ. pop - отрывистый удар, хлопок, шлепок, то есть как искусство, производящее шокирующий эффект), неоавангардистское направление в американском и западноевропейском искусстве конца 1950-60-х гг. Поп-арт. возник как своеобразная реакция на засилье абстрактного искусства с его полным отрывом от реальности и как продолжение в условиях тотальной индустриальной цивилизации экстравагантных опытов дадаизма и сюрреализма 20-х гг. Получил распространение прежде всего в искусстве США (Р. Раушенберг, К. Олденберг, Р. Лихтенстайн, Дж. Розенквист, Дж. Дайн, Э. Уорхол), а затем Великобритании (П. Блейк, Р. Хамилтон), Франции (Арман, собственно А. Фернандес; Н. Де Сен-Фаль), ФРГ (П. Вундерлих) и других стран. Своими целями представители поп-арта провозгласили "возвращение к реальности", "раскрытие эстетической ценности" образцов массовой продукции. Они буквально воспроизводят типичные предметы современного урбанизированного быта (вещи домашнего обихода, упаковка товаров, детали машин и т. д.), широко пользуются привычным языком средств информации (штампованные приёмы рекламы, прессы, телевидения, кино, документальной фотографии, комиксов и т. д.). Однако несмотря на многообразие образных ассоциаций, вызываемых у зрителя произведениями поп-арта, их кажущуюся злободневность, они отчуждены от подлинной реальности; яркие зрительные эффекты (достигаемые с помощью новейших искусственных материалов и сложных технических приёмов) заглушают сквозящие в них ноты иронии, неприятия господствующего в буржуазном обществе "потребления ради потребления".
Лит.: М. Кузьмина, Поп-арт…, в сб.: Модернизм. 3 изд., М., 1980; Lippard L. R., Pop art. 3 ed., L., [1970]; Crispolti E., Sociologia e iconologia del pop art e altri studi, Napoli, 1975.