Экспрессионизм
- Просмотров: 32851
Экспрессионизм, направление в европейском искусстве
Экспрессионизм (от лат. expressio - выражение), направление, развивавшееся в европейском искусстве и литературе в середине 1900 - 20-х гг. Возникший как отклик на острейший социальный кризис первой четверти XX в. (включая Первую мировую войну 1914-18 и революционные потрясения), экспрессионизм стал выражением субъективного, проявляющегося, как правило, в кризисной художественной форме, протеста против уродств современной буржуазной цивилизации, против засилья вещей и подавления личности социальными механизмами. Кризис современной цивилизации осознавался представителями экспрессионизма как одно из звеньев апокалиптической катастрофы, надвигающейся на природу и человечество; вместе с тем многие их произведения проникнуты социально- критическим, а иногда и революционным пафосом, что выделяет экспрессионизм в ряду других течений авангардизма, развивавшихся параллельно с ним.
В изобразительном искусстве предшест- венниками экспрессионизма были голландец В. ван Гог, норвежец Э. Мунк, бельгиец Дж. Энсор, швейцарец Ф. Ходлер и другие мастера, в разной степени близкие к символизму, но ярче всего экспрессионистические принципы воплотились в произведениях немецких и австрийских художников. Члены объединения "Мост" (Э. Л. Кирхнер, М. Пехштейн, Э. Хеккель, К. Шмидт-Ротлуф; к ним примыкал Э. Нольде) хаосу современного бытия противопоставляли пафос "первозданно" свободного восприятия мира; их творческие искания, устремлённые к обострённому самовыражению ("экспрессии"), к всеохватывающей субъективной интерпретации реальности, неизбежно принимали оттенок анархического бунтарства. Более созерцательны по образному строю произведения представителей общества "Синий всадник" (В. В. Кандинский, Ф. Марк и др.), большее внимание уделявших живописно-декоративистским проблемам, иногда осмысляемым в духе мистических идеалов немецких романтиков; именно представителями экспрессионизма были созданы одни из наиболее ранних образцов абстрактного искусства. Вне этих объединений работали живописцы О. Кокошка, М. Бекман, скульптор В. Лембрук и др. У ряда художников под влиянием роста революционного сознания масс экспрессионизм получил антивоенную и антиимпериалистическую окраску (в скульптурах и графике Э. Барлаха, живописи и графике Ж. Гроса, О. Дикса, О. Нагеля и др.). Наряду с живописью и скульптурой, чаще всего обострённо- эмоциональными по манере, тяготеющими к острым цветовым и пластическим контрастам или резким пространственным смещениям, важное значение обрели станковая и книжная графика экспрессионизма с её гротескной и гиперболизованной образной системой и предельно концентрированными контрастами света и тени. Экспрессионизм получил распространение в художественной культуре Бельгии (многие мастера латемской школы, отчасти Ф. Мазерель), стран Скандинавии, Восточной Европы; пластично-художественный язык экспрессионизма обнаруживает значительную близость французскому фовизму.
В архитектуре (Э. Мендельзон, Б. Таут и др.) экспрессионизм во многом продолжал традиции "модерна", особенно в области создания динамичных "органичных", квазиприродных форм.
Лит.: Экспрессионизм. Драматургия. Живопись. Графика. Музыка. Киноискусство. Сборник статей, М., 1966; И. С. Куликова, Экспрессионизм в искусстве. М., 1978; Hamann R,. Hermand J., Expressionismus, B., 1975; Palmier J.-M., L'expressionisme et les arts, t. 1-2, P., 1979-80; Wauer B., Studien zum Expressionismus und seiner Rezeptionsgeschichte in der bildenden Kunst, Mьnch., 1982.