Арт-Рисунок

Георгиевская лента

Термин и понятие в изобразительном искусстве.



Ксилография

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Ксилография, гравюра на дереве

Ксилография (от греч. хэlon - дерево и grбpho - пишу, рисую), гравюра на дереве, один из видов гравюры. Печатная форма (клише) выполняется ручным гравированием. Изображение в ксилографии отпечатывается с плоской поверхности деревянной доски, покрытой краской, от которой свободны углубления, вырезанные между элементами изображения. Формы, изготовленные способом ксилографии, выдерживают до 15 тысяч оттисков. Для больших тиражей с ксилографических досок делается гальваноклише.

"Обрезной" ксилографии (где на досках продольного распила из мягких пород дерева линии и пятна рисунка обрезаются ножом, а дерево между ними выбирается долотом) присущи контрастные соотношения белого и чёрного, обобщённость рисунка, зачастую приобретающего повышенно эмоциональное звучание. В "торцовой" ксилографии (где на досках поперечного распила из твёрдых пород дерева прорезаются штихелем тонкие штрихи, выходящие белыми в оттиске) комбинации штрихов позволяют создавать тон разной насыщенности, что часто использовалось для репродуцирования произведений живописи и тонального рисунка.

Возникновение "обрезной" ксилографии связано с развитием резьбы по дереву, в том числе на досках для набойки, а также с распространением бумаги. В Европе первые ксилографии (игральные карты и ксилографии религиозного содержания) появились на рубеже XIV-XV вв. в Германии, Чехии, Австрии; затем в этой же технике исполнялись сатирические и аллегорические листы, азбуки, календари. Около 1430 возникли первые так называемые блочные книги, иллюстрированные гравюрами на дереве; они печатались в Кёльне, Майнце, Бамберге, Ульме, Нюрнберге, Базеле. Крупнейшим мастером ксилографии был А. Дюрер. В XV-XVI вв. в технике ксилографии были исполнены многие гравюры, послужившие оружием острой социальной борьбы в Германии ("летучие листки") и в Нидерландах. В XVI в. получила развитие цветная ксилография с обобщённой лепкой формы, близкими оттенками тона (У. да Карпи, Д. Беккафуми, А. да Тренто в Италии, Л. Кранах Старший, Х. Бургкмайр, Х. Бальдунг в Германии); книжная ксилография появляется в Чехии, России, Белоруссии, Литве и на Украине в связи с издательской деятельностью Франциска Скорины, Ивана Фёдорова, Петра Мстиславца и др. В XVII-XVIII вв. в России и на Украине связь ксилографии с народными традициями и фольклором раскрывается в широко распространившемся лубке.

Высокими достижениями техники ксилографии отмечено японское искусство. Толчком для развития японской ксилографии послужили образцы, полученные из Китая, где были с древности (впервые упоминаются в VI в.) распространены иллюстрации, альбомы, лубки, а с XVI в. - и цветная ксилография. В XVII в. в Японии появились иллюстрированные книги ("Исэмоногатари", 1608), гравированные календари, путеводители, афиши, поздравительные карточки ("суримоно"), а с 1660-х гг. - эстампы светского содержания, связанные с демократической художественной школой укиё-э. Японская ксилография, выполнявшаяся последовательно рисовальщиком (автором), резчиком и печатником, богата поэтическими ассоциациями, символами, метафорами. Её крупнейшими мастерами были в XVII-XIX вв. Окумура Масанобу, Судзуки Харунобу, Китагава Утамаро, Тёсюсай Сяраку, Кацусика Хокусай, Андо Хиросигэ. Увлечение японской ксилографией оказало влияние на европейскую живопись и графику второй половины XIX в.

В европейском искусстве XVIII-XIX вв. ксилография постепенно уступала место широко распространившейся репродукционной гравюре на металле, хотя в XIX в. были широко распространены иллюстрации в технике "торцовой" ксилографии, изобретённой в 1780-х гг. англичанином Т. Бьюиком. Возрождение интереса к ксилографии, поиски присущих ей специфических художественных особенностей связаны со стилем "модерн", черты которого наметились в книжных ксилографиях У. Морриса (Великобритания), декоративных гравюрах П. Гогена (Франция). На рубеже XIX-XX вв. сложился своеобразный декора- тивно-упрощённый, построенный на ритмической игре мягких пятен и силуэтов стиль, общий для ксилографии и линогравюры (Ф. Валлоттон в Швейцарии, У. Николсон и Г. Крэг в Великобритании, А. П. Остроумова-Лебедева в России). В XX в. для многих художников характерны напряженная экспрессия, контрастность пятен, выделяющихся вибрирующей текстурой доски (Э. Мунк в Норвегии, художники группы "Мост" в Германии, в том числе Э. Нольде и Э. Л. Кирхнер). Большую роль играло использование традиции народной ксилографии (Х. Г. Посада в Мексике, В. Скочиляс в Польше). Особую выразительную силу и острое социально-критическое содержание приобрела ксилография в творчестве Ф. Мазереля в Бельгии, К. Кольвиц в Германии, Р. Кента в США, А. Дерена во Франции.

Крупнейшие мастера советской ксилографии - П. А. Шиллинговский, Н. Н. Купреянов, А. И. Кравченко, Л. С. Хижинский и В. А. Фаворский, по-новому осмысливший художественные средства ксилографии. В советском искусстве ксилография нашла широкое применение в книжной иллюстрации (П. Я. Павлинов, Н. И. Пискарёв, П. Н. Староносов, А. Д. Гончаров, М. И. Пиков, Ф. Д. Константинов и др.). Своеобразные школы ксилографии сложились на Украине (В. И. Касиян), в Латвии (П. А. Упитис) и других советских республиках. В социалистических странах значительные работы создали В. Клемке (ГДР), Т. Кулисевич (Польша), Я. Рамбоусек, Ю. Сабо (Чехословакия), Дж. Андреевич-Кун (Югославия), Б. Ги Сабо (Румыния).

Лит.: П. Кристеллер, История европейской гравюры XV-XVIII вв., [пер. с нем., М.], 1939; А. А. Сидоров, Древнерусская книжная гравюра, М., 1951; Б. Воронова, Японская гравюра. [Альбом], М., 1963; В. В. Турова, Что такое гравюра, 2 изд., М., 1977; Н. Н. Розанова, Московская книжная ксилография 1920/30 гг., М, 1982; Hind А. М., An introduction to a history of woodcut, v. 1-2, N. Y., [1963].

Родительская категория: История | Культура
Категория: Термины | Понятия

Художественно-исторический музей Арт-Рисунок

Кто на сайте

Сейчас на сайте 243 гостя и пользователей